Навыки трудовой деятельности у детей с нарушением
зрения формируются по сравнению с их нормально видящими сверстниками медленнее
и специфично.
В процессе овладения трудовыми умениями и навыками у
слабовидящих обнаруживаются недостатки зрительно-пространственного анализа и
синтеза. У некоторых детей движения не совсем точны и координированы, то и
другое отрицательно сказывается на качестве работы. В результате у детей
возникает отрицательное отношение к труду.
С целью воспитания положительного отношения к любому
трудовому действию нужно учитывать интересы, интеллектуальные и физические
возможности ребенка.
В работе с группой педагогу полезно учитывать уровень
подготовленности каждого воспитанника и в соответствии с этим разрабатывать
задания с различной степенью трудности.
Чтобы научить детей с нарушением зрения выполнять
какие-либо практические действия, взрослый должен продумать последовательность
действий (алгоритм), обеспечить доступность необходимых предметов, заранее
составить своеобразную инструкцию-объяснение, как нужно действовать. Надо
специально учить детей разбивать задание на определенные этапы, определять их
последовательность.
Иным словом – детей надо учить определять:
- часть (или части) задания, которая вызывает
затруднения и требует дальнейшего освоения;
- часть задания, которая уже усвоена, но требует
постоянной практической тренировки;
- часть задания, которая изучена, так что может быть
выполнена самостоятельно.
В целом такой анализ способствует адекватной оценке
детей, что также имеет коррекционное значение.
Перед началом любого дела полезны, например такие
вопросы:
- Что мы будем делать?
(Что мы собираемся делать? Что мы планируем сделать?)
- Что для этого нужно?
- С чего надо (можно) начать?
Надо учить детей с нарушением зрения планировать
трудовые действия и прививать умения действовать соответственно с планом,
однако нужно учитывать, что у слабовидящего ребенка из-за ограниченных
зрительных возможностей значительно снижена способность подражать действиям
взрослого. С такими детьми некоторые действия нужно выполнять сопряжено («рука
в руку»), сопровождая словесным пояснением.
Для самых неумелых, вялых и пассивных детей поначалу
наиболее целесообразны поручения, связанные с выполнением одного способа
действия: поднять, подать, отнести, принести, подвинуть и т.п. Они эпизодичны, в них задача, поставленная
ребенку, должна решаться сразу. Такие поручения требуют быстрой ориентировки в
окружающей обстановке. Коррекционная их ценность в том, что они способствуют развитию
ловкости, сообразительности и приучают ребенка к внимательному отношению к
окружающим, побуждают желание оказать услугу.
Лучше всего начинать трудовое воспитание с выработки
навыков самообслуживания. Слабовидящий ребенок дошкольного возраста вполне
может справиться со всеми операциями, доступными его нормально видящему
сверстнику – самостоятельно одеться, умыться, заправить постель.
Большие возможности для формирования самостоятельности
содержит в себе труд в природе, так как
это единственный вид производственного труда, доступный малышам.
Помогая взрослым работать на участке. Ребенок узнает о
жизни растений, приобретает необходимые трудовые умения и навыки, которые
закрепляются благодаря повторяемости сначала в совместном труде ребенка и
взрослого потом в труде рядом – труде общем.
В процессе любого вида труда у детей с нарушением
зрения:
- тренируются
зрительные функции различения, локализации, фиксации, аккомодации, прослеживания;
- развивается осязательная чувствительность, моторика
пальцев и кистей рук;
- развивается зрительная реакция на предметы
окружающего мира, дети замечают форму, цвет, формируются действия с предметами,
повышается интерес к окружающему миру;
- формируются волевые качества, активность
(умственная, двигательная), представления о труде, как деятельности,
удовлетворяющей потребности людей.
Дети обучаются приемам выполнения
предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Учатся словом выражать признаки, связи, зависимости в
предметном мире.
Регулярное участие в трудовой деятельности повышает
общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по
существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с
окружающими взрослыми.
В настоящее время полностью доказано, что в труде, на основе положительного
отношения к выполняемой деятельности у ребенка успешнее и легче формируется
настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, готовность
выполнять нужное, хотя и не очень интересное дело. Другими словами, развиваются
важные волевые качества личности, которых так часто не хватает слабовидящему
ребенку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий