среда, 18 мая 2016 г.

Особенности коррекционного воздействия трудового процесса на детей с косоглазием и амблиопией

Навыки трудовой деятельности у детей с нарушением зрения формируются по сравнению с их нормально видящими сверстниками медленнее и специфично.
В процессе овладения трудовыми умениями и навыками у слабовидящих обнаруживаются недостатки зрительно-пространственного анализа и синтеза. У некоторых детей движения не совсем точны и координированы, то и другое отрицательно сказывается на качестве работы. В результате у детей возникает отрицательное отношение к труду.
С целью воспитания положительного отношения к любому трудовому действию нужно учитывать интересы, интеллектуальные и физические возможности ребенка.
В работе с группой педагогу полезно учитывать уровень подготовленности каждого воспитанника и в соответствии с этим разрабатывать задания с различной степенью трудности.

Чтобы научить детей с нарушением зрения выполнять какие-либо практические действия, взрослый должен продумать последовательность действий (алгоритм), обеспечить доступность необходимых предметов, заранее составить своеобразную инструкцию-объяснение, как нужно действовать. Надо специально учить детей разбивать задание на определенные этапы, определять их последовательность.
Иным словом – детей надо учить определять:
- часть (или части) задания, которая вызывает затруднения и требует дальнейшего освоения;
- часть задания, которая уже усвоена, но требует постоянной практической тренировки;
- часть задания, которая изучена, так что может быть выполнена самостоятельно.
В целом такой анализ способствует адекватной оценке детей, что также имеет коррекционное значение.
Перед началом любого дела полезны, например такие вопросы:
- Что мы будем делать?  (Что мы собираемся делать? Что мы планируем сделать?)
- Что для этого нужно?
- С чего надо (можно) начать?
Надо учить детей с нарушением зрения планировать трудовые действия и прививать умения действовать соответственно с планом, однако нужно учитывать, что у слабовидящего ребенка из-за ограниченных зрительных возможностей значительно снижена способность подражать действиям взрослого. С такими детьми некоторые действия нужно выполнять сопряжено («рука в руку»), сопровождая словесным пояснением.
Для самых неумелых, вялых и пассивных детей поначалу наиболее целесообразны поручения, связанные с выполнением одного способа действия: поднять, подать, отнести, принести, подвинуть и т.п.  Они эпизодичны, в них задача, поставленная ребенку, должна решаться сразу. Такие поручения требуют быстрой ориентировки в окружающей обстановке. Коррекционная их ценность в том, что они способствуют развитию ловкости, сообразительности и приучают ребенка к внимательному отношению к окружающим, побуждают желание оказать услугу.
Лучше всего начинать трудовое воспитание с выработки навыков самообслуживания. Слабовидящий ребенок дошкольного возраста вполне может справиться со всеми операциями, доступными его нормально видящему сверстнику – самостоятельно одеться, умыться, заправить постель.
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе, так как  это единственный вид производственного труда, доступный малышам.
Помогая взрослым работать на участке. Ребенок узнает о жизни растений, приобретает необходимые трудовые умения и навыки, которые закрепляются благодаря повторяемости сначала в совместном труде ребенка и взрослого потом в труде рядом – труде общем.
В процессе любого вида труда у детей с нарушением зрения:
-  тренируются зрительные функции различения, локализации, фиксации, аккомодации, прослеживания;
- развивается осязательная чувствительность, моторика пальцев и кистей рук;
- развивается зрительная реакция на предметы окружающего мира, дети замечают форму, цвет, формируются действия с предметами, повышается интерес к окружающему миру;
- формируются волевые качества, активность (умственная, двигательная), представления о труде, как деятельности, удовлетворяющей потребности людей.
Дети обучаются приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Учатся словом выражать признаки, связи, зависимости в предметном мире.
Регулярное участие в трудовой деятельности повышает общее развитие слабовидящих детей, придает им уверенность в своих силах, по существу меняет положение ребенка в среде сверстников и его взаимоотношения с окружающими взрослыми.
В настоящее время полностью доказано, что в труде, на основе положительного отношения к выполняемой деятельности у ребенка успешнее и легче формируется настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, готовность выполнять нужное, хотя и не очень интересное дело. Другими словами, развиваются важные волевые качества личности, которых так часто не хватает слабовидящему ребенку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий